Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Кто посетил сайт
Всего ответов: 113

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 20.11.2019, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
МБОУ "СОШ №3"
Главная | Регистрация | Вход
Урок-экскурсия


Урок-экскурсия на Вилюйскую ГЭС-1, по теме: «Производство, передача и использование электроэнергии» для учащихся 11-х классов (2 часа, профильный курс).


Вилюйская ГЭС-1 (правый берег) и Вилюйская ГЭС-2 (левый берег).

       В настоящее время в связи с индустриализацией и автоматизацией производств потребность в получения и использования электроэнергии во всём мире возрастает с каждым днём. Проблема производства экологически чистых видов энергии в связи с этим также возрастает многократно, ибо от этого зависит будущее всего человечества. Уровень производства и потребления электроэнергии является одним из основных показателей развития общества. Профориентация и подготовка экологически грамотных граждан, патриотов своей большой и малой Родины, охрана здоровья и окружающей среды, воспитание у школьников стремления жить в гармонии с окружающим миром, гармонически и всесторонне развитой личности - для современной школы имеет первостепенное значение.
       Поэтому каждый учитель физики, на мой взгляд, должен ставить такие задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения наших граждан, решение которых, осуществляется в процессе изучения данного предмета в школе. Но вместе с тем, процесс обучения в школе преследует единые, общие цели, достижение которых осуществляется в рамках всех без исключения школьных дисциплин. Современному обществу требуется активная, творческая личность; личность, способная найти выход из любой сложившейся ситуации; личность, способная к жизни в современном обществе; личность, способная к самообразованию.
       Достижение поставленных целей, возможно лишь в том случае, если в процессе обучения в школе перед учащимися будут постоянно возникать ситуации, моделирующие ситуации реальной жизни; ситуации, требующие творческого подхода к решению возникающих задач, ответственного и самостоятельного принятия решений. И задача каждого учителя заключается в создании и моделировании именно таких ситуаций.
       Более 60% работников Вилюйской ГЭС являются выпускниками МОУ «СОШ №3», поэтому проводя урок-экскурсию, я приглашаю учащихся в реальный мир, где работают их родители и знакомые, в мир со своими сюрпризами и сложностями, открытиями и нерешёнными вопросами, в мир который возможно станет и их будущим, где важно уметь общаться, рассуждать, думать, сравнивать, анализировать, договариваться, искать общее решение, обсуждать новые идеи, выслушивать мнения друзей, уметь аргументировать свою точку зрения, уметь вести диалог с окружающими, уметь самостоятельно добывать новые знания и использовать их на практике.
       Во время экскурсии у ребят возникает и главный вопрос: «А сколько электроэнергии нужно произвести, чтобы жить у нас на Севере(в Якутии) в тёплых квартирах, чтобы создать необходимые человеку комфортные условия, чтобы пользоваться техникой и транспортом. И конечно ведущая роль принадлежит электроэнергии. Это диктуется её преимуществами перед другими видами энергии. Так, ребята уже знают, что электроэнергию можно получать за счёт других разнообразных источников энергии (вода, ветер, геотермальные источники, Солнце, ядерная энергия, термоэлектричество и т.д.); что легко превращать электроэнергию в другие виды энергии, без больших потерь передавать на большие расстояния; достаточно просто и с высоким КПД преобразовывать, дробить на порции любой величины, что электроэнергия широко используется в химической и электронной промышленности.
       Электроэнергия не наносит вреда окружающей среде. Это энергия, без которой не было бы современного индустриального общества, привычных удобств, развлечений, телефонов и компьютеров, космонавтики и современной цивилизации. Жалок был бы человек, не имеющий в своем распоряжении всевозможных энергетических источников, помогающих жить.
Не менее важными вопросами являются и те, в ответах на которые мы узнаём о способах получения и транспортировки электроэнергии, о проблемах и перспективах, возникающих при строительстве и эксплуатации гидроэлектростанций. Экологические проблемы производства электроэнергии носят глобальный общечеловеческий характер, от этого зависит и развитие электроэнергетики XXI века. Уроки - экскурсии позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости при разработке любого направления научно – технического прогресса, прежде всего, предусматривать все возможные экологические последствия, выработать ответственное отношение к окружающей нас среде. Они позволяют по новому взглянуть на повседневные и обыденные явления и процессы, увидеть необычное в столь знакомом и привычном. Вместе с тем, они дают возможность учесть интересы каждого ученика и его наклонности, что способствует максимальному развитию инициативы и творчества ребят, повышают мотивацию на образование через успешность и привлекательность деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. Готовясь к уроку, ученик получает возможность проявить свои способности не только по физике, но и по другим предметам, использует интересный, нетрадиционный материал, получает возможность приобрести исследовательские умения. После урока-экскурсии ученики пишут отчёт в форме реферата получают необходимые навыки для адаптации к среднему и высшему профессиональному образованию.

       Проведение таких уроков-экскурсий наиболее органично соответствуют особенностям юношеского возраста, способствуют осуществлению условий в образовательном процессе для формирования у старшеклассников коммуникативных умений и навыков.



В  качестве примера  рассмотрим трёх часовой урок-экскурсию для учащихся
11-го класса проведённый мной совместно с  работниками Вилюйской ГЭС-1,
выпускниками МОУ «СОШ №3»:
Ляминным  Сергеем  Петровичем,
Целлер  Сергеем  Сергеевичем
и  начальником  ПТО ВГЭС
Долговым Николаем Николаевичем
по теме: «Производство, передача  и  использование  электроэнергии».





Цели урока:

1. Актуализировать и углубить знания учащихся о физических основах производства электроэнергии на различных типах электростанций, а также, их преимущества и недостатки в экологическом и экономическом отношении.
2. Активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся в работе с учебными и оригинальными текстами, справочными материалами в школьной библиотеке и интернет поиск.
3. Формирование у старшеклассников коммуникативных умений и навыков(публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать).

Тип урока:

Урок-обобщение по теме: "Производство, передача и использование электроэнергии”.

Форма урока:

1. Выступления ребят (краткие отчёты) по результатам поисков и исследований материалов полученных в ходе предварительной подготовки к уроку (1 час).
2. Экскурсия на Вилюйскую ГЭС-1, которую проводят экскурсоводы ГЭС - выпускники МОУ «СОШ №3».(1 час по цехам ВГЭС-1).
3. Лекция о производстве, передаче и распределении электроэнергии КВГЭС по предприятиям Якутии и Мирнинского района. Занятие проводит начальник ПТО инженер-электрик Вилюйской ГЭС-1.(1 час в конференц-зале ВГЭС-1).

Таблицы, схемы, картины с видами электростанций разных видов, географическая карта, на которой с помощью флажков различных цветов показано размещение электростанций на территории России, географическая карта Республики Саха(Якутия)и Мирнинского района с указанием места расположения Каскада Вилюйских ГЭС, фотографии и слайды с видами КВГЭС.













Структура урока и методика его проведения.

1. За неделю до проведения урока учащиеся 11-го класса получают задание – изучить физические основы и особенности производства электроэнергии на электростанциях различного вида. Результаты исследований должны быть представлены на первом уроке перед экскурсией в виде кратких отчётов с которыми ребята выступают перед одноклассниками с использованием предложенного оборудования цифрового проектора.
2. Инструктаж по ТБ и экскурсию по цехам ВГЭС проводили: Лямин Сергей Петрович, Целлер Сергей Сергеевич - выпускники МОУ «СОШ №3», учитель физики - Шидаков Солтан Солтан - Муратович.(1 час– две группы).
3. Лекцию в конференц-зале ВГЭС-1 с использованием цифрового проектора, слайдов и географической карты Республики Саха(Якутия) и Мирнинского района - читает и отвечает на вопросы учащихся начальник ПТО ВГЭС-1 Долгов Николай Николаевич.
4. Помощь в организации и проведении экскурсии оказывает заместитель директора каскада ВГЭС Васильева Василиса Васильевна.
5. Заключение. Фото на память об экскурсии.


Вилюйская ГЭС. Фото на память об экскурсии. На снимках учащиеся 11А класса 25.11.2010 года.


Вилюйская ГЭС-1 (правый берег) и Вилюйская ГЭС-2 (левый берег).

МКОУ "СОШ №3" © 2019